Первые результаты, которые мне показалось "нестыдным показать", показаны чуть ниже...
Сначала хочу показать рабочее место и сказать пару слов о "процессе". Возможно, кому-то будет интересно, надеюсь - от кого-то получу дельные советы.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Рабочее место - камера и световой бокс.



Камера - Nikon D90, объектив Macro 100/2.8 Tokina. Никкоровский конечно же лучше, но для обучения Токина за 500 долл мне показалась более рациональным решением, нежели Никкор за 1900...
Световой бокс предназначен именно для такого целевого фотографирования. Довольно грамотное освещение, "бестеневая" геометрия. Кавычки использованы потому, что тени конечно есть, но очень слабые, и я пока ими, по сути, пренебрегаю.




В световом боксе предусмотрено освещение типов "холодный дневной свет", "искуственное освещение" и "полный спектр". Температура света регулируемая, к сожалению - "на глазок", шкалы нет, диапазон от 3000К до 6000К.





Съемка проводится только в ручном режиме. Ручная фокусировка, ручная установка параметров выдержки и диафрагмы. Сначала я пробовал работать на стандарте выдержки 1/10 сек, что позволяло использовать малые значения диафрагм и добиваться хорошей глубины резкозти. Диафрагмами играл в ряду 4,5-5,1-6,3-7,1-8-9-10-11-13-14-16-18-20-22-25-28, но на самом деле первые 4 практически не актуальны. Крайние диафрагмы ряда, от 2,8 до 4,5 и от 28 до 51 не использую, при выдержке 1/10 они явно выпадают из применения. Но постепенно пришел к выводу, который мог бы знать заранее, если бы владел теорией фотодела - диафрагма свыше 13 становится чем-то вроде "лучшее - враг хорошего".
В результате все рабочие кадры делаю сейчас при одной диафрагме, играя уже выдержками от 1/2 до 1/200 сек. Для разного размера камней, для разных цветов и тональностей лучшими оказываются совершенно разные выдержки..
По сути - делаю ряд снимков по линейке выдержек, по одному с каждой, и потом просто выбираю подходящий снимок.
Ниже - некоторые результаты этих экспериментов. Первый - тот самый цитрин, который был в "видоискателе".
1. Цитрин, Бразилия, не облагороженный, 23.15х18.90х15.20, 42,50 карат

2. Цитрин, Уругвай, не облагороженный, 21.20х16.50х12.30 мм, 12,17 карат

3. Цитрин, Уругвай, не облагороженный, 22.30х16.30х12.60 мм, 23,62 карат

4. Турмалин, Мозамбик, не облагороженный, 15.30х14.00х10.00 мм, 15,86 карат

5. Турмалин, Афганистан, не облагорженный, 12.60х9.00х6.40 мм, 4,29 карат

6. Турмалин, Намибия, не облагороженный, 15.20х14.50х9.70 мм, 9,71 карат

7. Топаз, Бразилия, не облагороженный, 12.30х5.20х3.00 мм, 1,52 карат

8. Танталит (Fe), Бразилия, 8.70x6.70 мм, 5.65 карат. С этим камнем намучался. Из-за своих оптических характеристик танталит блестит не слабее бриллианта. Да ещё и очень тёмный цвет. В итоге - хоть в полной темноте его фотографируй, малейший источник света отражается в хотя бы одной грани столь сильно, что практически полность "засвечивает" кадр. Как результат - самый удачный снимок оказался не самым удачным - на снимке видны отпечатки моих пальцев...

9. Фриделит, Нью-Джерси, США, 12.90х7.70 мм, 4,83 карат

10. Стурманит, ЮАР, 8.40х5.90 мм, 1,32 карат. Этот камень тоже доставил хлопот. Светлый, очень трудно было сфокусировать. А долго в боксе находиться не может - от ламп тепло идет. Пришлось ставить в бокс вентиляторы! Стурманит - уникальный минерал из семейства эттрингита, на 46% состоит из воды!

11. Болеит, Мексика, 5.00х5.00 мм, 1,27 карат

12. Ганит (зеленая шпинель), Бразилия, 5.20х5.20 мм, 1,17 карат

13. Гексагонит (самая редкая разновисность тремолита), Копи Фоулер, Нью-Йорк, США, 9.20х5.80 мм, 2,07 карат

14. Явление крайне редкое и удивительное - "высший" зональный циркон, Шри Ланка, 8.90х5,30 мм, 2,12 карат. Камень намеренно огранен очень просто, он практически предстваляет из себя пластину. При традиционной "ювелирной огранке" эту удивительную зональность увидеть было бы трудно.

15. В заключение - угадайка! Серия снимков одного и того же камня с разных дистанций (от 15 до 50 см). Диаметр камня 10.10 мм. Вес не сообщаю, чтобы не подсказывать точный ответ. Но намек дам - не считая твёрдости, в остальном бриллиант этому камню "в подметки не годится". Камень природный. Назовите этот камень.





